Педагогам

26.09.2023

Методические рекомендации по формированию информационной грамотности педагогов

Информационные компетенции являются ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни. Они являются первым шагом на пути к достижению образовательных целей, формированию грамотности человека.

Грамотность определяется как «состояние образованности», «базовая грамотность» подразумевает классическую или традиционную грамотность – обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям.

В современном информационном обществе информационная грамотность рассматривается как набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.

Информационно грамотные педагоги должны обладать навыками:

·                     критического мышления,

·                     умения анализировать информацию и использовать ее для самовыражения,

·                     независимого обучения и создания информации,

·                     участия в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.

Информационно грамотные люди знают как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде, для саморазвития.

Информационная грамотность включает:

·                     Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?Хочу такой сайт

·                     Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?

·                     Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?

·                     Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?

·                     Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?

·                     Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?

·                     Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?

·                     Соблюдение информационной безопасности при работе с информацией.

Информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована. Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности.

Два последних вида информационной грамотности определяются следующим образом:

• Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем.

• Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний.

Одним из важных составляющих условий работы с информацией следует рассматривать информационную безопасность. Основные принципы в работе учителя с обучающимися и их родителями раскрываются в различных методических пособиях.

Памятка для педагогических работников.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».