Принят
Утверждаю:
педагогическим советом
Директор школы
протокол № 1 от 25.08.2022г
___________Короткова Л.С.
Приказ №110 /од от 01.09.2022г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Верхнегнутовская средняя
школа» Чернышковского муниципального района Волгоградской области, обеспечивающий
реализацию ООП НОО, ООО, СОО
на 2022-2023 учебный год.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Выписка
из основной образовательной программы начального общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП НОО
Выписка верна
29.08.2022
Директор МКОУ «Верхнегнутовская СШ» _______________/Л.С.Короткова/
В 2022-2023 учебном году начальные классы МКОУ «Верхнегнутовская СШ» начинают
работать по обновленному ФГОС НОО -2021.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
начальное общее образование относится к основным образовательным программам (наряду с
образовательной программой дошкольного образования и образовательной программой
основного общего образования, статья 12 Закона) и характеризует первый этап школьного
обучения. Образовательная программа понимается в Законе «Об образовании в Российской
Федерации» как комплекс основных характеристик образования (объём, содержание,
планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, реализация которых
обеспечивает успешность выполнения ФГОС каждого уровня образования.
Целями реализации программы начального общего образования являются:
1.Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина РФ,
достигшего возраста 6,5— 7 лет, на получение качественного образования, включающего
обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
2.Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов
начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.
3. Создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом его
потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе
начального общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся или
для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогов.
4. Возможность для коллектива образовательной организации проявить своё педагогическое
мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении
традиций школьного коллектива
В соответствии с п.32.1 федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО) учебный план ООП НОО МКОУ
«Верхнегнутовская СШ» определяет:
- общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
- состав и структуру образовательных предметных областей,
-перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей,
-учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной
деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной рабочей неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно – эпидемиологическими требованиями.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного
материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной
деятельности. Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный
план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в
сфере образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования
реализуется через возможность формирования программ начального общего образования
различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Объём обязательной части программы начального
общего образования составляет 80 %, а объём части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, — 20
% от общего объёма. Объём обязательной части программы начального общего образования,
реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренной действующими
санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
Учебный план включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам и составлен на 4-летний срок освоения. Учебный
план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных
программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении
начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов –
34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных
недель.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей, для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
В обязательную часть учебного плана в соответствии с п.32.1 ФГОС НОО входят следующие
обязательные для изучения предметные области и учебные предметы (учебные модули):
Предметные области
Русский язык и литературное чтение
Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык и литературное чтение на Родной язык и (или) государственный язык
родном языке
республики Российской Федерации,
Литературное чтение на родном языке
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и информатика
Математика
Обществознание
и
естествознание Окружающий мир
(«окружающий мир»)
Основы религиозных культур и светской Основы религиозных культур и светской
этики
этики:
Учебный
модуль
«Основы
православной культуры»
Учебный модуль «Основы иудейской
культуры»
Учебный модуль «Основы буддийской
культуры»
Учебный модуль «Основы исламской
культуры»
Учебный
модуль
«Основы
религиозных культур народов России»
Учебный модуль «Основы светской
этики»
Искусство
Изобразительное искусство,
Музыка
Технология
Технология
Физическая культура
Физическая культура
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской
Федерации, в том числе русского языка, как родного языка, на основе заявления родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО «Для Организаций, в которых языком
образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется при наличии возможностей организации и по заявлению
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.»
В МКОУ «Верхнегнутовская СШ» языком образования является русский язык, и в
соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка (русского) и родной
литературы на родном языке (русском) из числа языков народов Российской Федерации,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в срок до 01
сентября нового учебного года. В своих заявлениях родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся МКОУ «Верхнегнутовская СШ» перед новым учебным
годом (в срок до 01 сентября нового учебного года) отказались от изучения предметов
«Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном ( русском) языке» в связи с тем,
что на языке образования (русском) изучаются обязательные учебные предметы «Русский
язык» и «Литературное чтение».
Изучение ряда предметов обязательных предметных областей учебного плана организуется
по выбору участников образовательных отношений – заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор участников образовательных
отношений по изучению таких учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей
учебного плана МКОУ «Верхнегнутовская СШ» осуществляется посредством сбора
заявлений с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в срок
до 01 сентября нового учебного года в рамках изучения обязательной предметной области
«Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного учебного модуля из
предложенного перечня: учебный модуль «Основы православной культуры», учебный
модуль «Основы иудейской культуры», учебный модуль «Основы буддийской культуры»,
учебный модуль «Основы исламской культуры», учебный модуль «Основы религиозных
культур народов России», учебный модуль «Основы светской этики».
В 4 классе реализуется обязательная предметная область «Основы религиозных культур и
светской этики» с выбором модуля для обучающихся 4 класса (1 час в неделю, 34 часа в год).
Выбор модуля, изучаемого в рамках обязательной предметной области «Основы религиозных
культур и светской этики», осуществляется родителями (законными представителями0
несовершеннолетних обучающихся посредством сбора заявлений родителей и зафиксирован
протоколом родительского собрания.
МКОУ «Верхнегнутовская СШ» является малокомплектной школой. При проведении
занятий в малокомплектной школе допускается объединение в группы обучающихся по
образовательным программам начального общего образования из нескольких классов.
Образовательная деятельность при реализации ООП НОО
Учитывает требования СанПин 1.23685-21:
Учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе, не
более
Продолжительность учебного
занятия для обучающихся, не
более
1 класс
1 класс (сентябрь-декабрь)
1 класс (январь-май)
Классы, в которых обучаются
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья
2-4 классы
Продолжительность дневной 1 класс
суммарной образовательной При включении в расписание
нагрузки для обучающихся, занятий 3 уроков физической
не более
культуры
2-4 класс
При включении в расписание
занятий 3 уроков физической
культуры
21 час
35 минут
40 минут
40 минут
45 минут
1 раз в неделю 5 уроков
5 уроков и 1 раз в неделю 6
уроков
При включении в расписание 5 уроков
занятий 2 уроков физической
культуры
2-4 классы
5 уроков
Классы, в которых обучаются
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья
Проведение
сдвоенных 1-4 классы
Не
проводятся
за
уроков
исключением
уроков
физической культуры по
лыжной
подготовке
и
плаванию.
Продолжительность
1 класс
1 час
выполнения
домашних 2-3 классы
1,5 часа
заданий
4 класс
2 часа
Общий объем аудиторной работы не может составлять менее 2954 академических часов и
более 3190 академических часов (п.32.1 ФГОС НОО). В МКОУ «Верхнегнутовская СШ»
общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года освоения ООП НОО
при 5-дневной учебной неделе составляет 2904 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом- не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста
обучающихся в рамках реализации ООП НОО МКОУ «Верхнегнутовская СШ» в качестве
третьего часа физической культуры (двигательной активности) обучающимся 4 класса за
пределами учебного плана ООП НОО предоставляется возможность посещения учебного
курса внеурочной деятельности «Юный теннисист», посещение которого позволит
удовлетворить интересы учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных
соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем
физического воспитания.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого МКОУ
«Верхнегнутовская СШ», включает учебные предметы, учебные курсы( в том числе
внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей0
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы (п.32.1 ФГОС НОО).Часы части учебного плана МКОУ
«Верхнегнутовская СШ», формируемой участниками образовательных отношений,
использованы на увеличение учебных часов предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части.
Часть учебного плана МКОУ «Верхнегнутовская СШ», формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей
обучающихся и соответствующего запроса родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (письменных заявлений) и предусматривает учебные
курсы, обеспечивающие удовлетворение различных интересов обучающихся.
В учебном плане МКОУ «Верхнегнутовская СШ» часть, формируемая участниками
образовательных отношений реализуется на увеличение двигательной активности в 1-3
классах по 1 часу добавлено на реализацию предметной области Физическая культура.
В соответствии с пунктом 22 статьи 2 Федерального закона от 29.12.201 № 273 –ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» учебный план – документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
Освоение основной образовательной программы начального общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация
проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Верхнегнутовская СШ», сроки
проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком ООП
НОО. В МКОУ «Верхнегнутовская СШ» определены следующие формы промежуточной
аттестации: контрольная работа, контрольная работа за год, тестовая контрольная работа,
контрольное списывание, комплексная контрольная работа и др. В рамках изучения модулей
обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» формой
промежуточной аттестации является зачет.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей
и календарным учебным графиком начального общего образования. Формы промежуточной
аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей
представлены в таблице:
Предметы, курсы,
модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
Предметы, курсы,
модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
1-й
Листы индивидуальных достижений
2-й
Контрольное списывание, диктант с
грамматическим заданием
3-й
Диктант с грамматическим заданием, изложение
4-й
Комплексная контрольная работа, изложение
1-й
Таблицы отслеживания динамики учебных
достижений обучающихся
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный
язык (английский)
2–3-й
4-й
Выразительное чтение, сочинение
2-й
Словарный диктант, перевод с иностранного
языка на русский, аудирование
3–4-й
Математика
1-й
2–4-й
1-й
Окружающий мир
Техника чтения, тематический тест
2–3-й
4-й
Контрольная работа
Листы индивидуальных достижений
Контрольная работа
Листы индивидуальных достижений
Тематический тест
Проект
Предметы, курсы,
модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
Предметы, курсы,
модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
ОРКСЭ
4-й
Тематический тест, зачет
Изобразительное
искусство
1-й
Условная шкала
Выполнение рисунков
2–4-й
1-й
Тетрадь открытий
2–4-й
Тематический тест
1-й
Тетрадь открытий
Музыка
Технология
Проект
2–4-й
Условная шкала
1-й
Физическая культура
Сдача нормативов, тематический тест
2–4-й
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (1 – 4 классы).
1 час в 1-3 классах использован на предмет физическая культура.
Учебный план реализуется посредством УМК «Школа России», (см. Приложение к
Учебному
плану
«Учебно-методические
комплексы,
используемые
МКОУ
«Верхнегнутовская СШ». Для реализации образовательной программы начального общего
образования используется УМК в соответствии с федеральным перечнем учебников,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ.
Годовые и недельные учебные планы для I – IV классов
МКОУ «Верхнегнутовская СШ» на 2022/2023 учебный год, обеспечивающие реализацию
образовательной программы в соответствии с обновленным ФГОС НОО 2021.
Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя)
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
классы
I
II
III
IV
и Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное
чтение
4
4
4
4
16
Иностранный
–
язык(английский)
2
2
2
6
Математика
4
4
4
16
Предметные
области
Всего
Обязательная
часть
Русский язык
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика
и
4
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Окружающий
мир
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Основы
религиозных
культур
светской
этики.(модуль
«Основы
православной
культуры»
2
2
2
2
8
–
–
–
1
1
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая
культура
Физическая
культура
2
2
2
2
8
Итого
20
22
22
23
87
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
1
1
1
0
3
Физическая культура
1
1
1
0
3
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего часов
693
782
782
782
3039
Рекомендуемая учебная нагрузка при
5-дневной рабочей неделе
21
23
23
23
90
Максимально допустимая недельная
нагрузка,
предусмотренная
действующими
санитарными 21
правилами
и
гигиеническими
нормативами
23
23
23
90
Искусство
и
Внеурочная деятельность
«Умные ребята»
1
1
1
1
4
«Школа вежливых наук»
1
1
1
1
4
«Шахматы и шашки»
1
1
1
1
4
«Юный теннисист»
-
-
-
1
1
Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя)
Учебные
предметы
Количество часов в год
классы
I
II
III
IV
и Русский язык
165
170
170
170
675
Литературное
чтение
132
136
136
136
540
–
68
68
68
204
Иностранный язык
Иностранный
язык
(английский)
Математика
информатика
Математика
132
136
136
136
540
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Окружающий
мир
66
68
68
68
270
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Основы
религиозных
культур
и
светской этики( –
модуль: «Основы
православной
культуры»
–
–
34
34
Музыка
33
34
34
34
135
Изобразительное
искусство
33
34
34
34
135
Технология
Технология
33
34
34
34
135
Физическая
культура
Физическая
культура
88
88
88
88
352
Итого
660
748
748
782
2938
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
33
34
34
0
101
Физическая культура
33
34
34
0
101
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего часов
693
782
782
782
3039
Рекомендуемая учебная нагрузка при
5-дневной рабочей неделе
693
782
782
782
3039
Максимально допустимая недельная
нагрузка,
предусмотренная
действующими
санитарными 693
правилами
и
гигиеническими
нормативами
782
782
782
3039
Предметные
области
Всего
Обязательная
часть
Русский язык
литературное
чтение
Искусство
и
Внеурочная деятельность
3
3
3
4
13
«Умные ребята»
1
1
1
1
4
«Школа вежливых наук»
1
1
1
1
4
«Шахматы и шашки»
1
1
1
1
4
«Юный теннисист»
-
-
-
1
1
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (5-9 классы)
Учебный план основного общего образования в соответствии с обновленными
ФГОС ООО 2021 (5 класс)
Выписка из основной образовательной программы основного общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП ООО
Выписка верна
29.08.2022
Директор МКОУ «Верхнегнутовская СШ» _____________ /Л.С.Короткова/
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование
является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и
формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской
Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов,
способностей к социальному самоопределению).
В соответствии с п.33.1 федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) учебный план ООП ООО МКОУ
«Верхнегнутовская СШ» определяет:
- общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
- состав и структуру образовательных предметных областей,
-перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей,
-учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной
деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной рабочей неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно – эпидемиологическими требованиями.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория
развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы
образования).
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения
образовательной программы основного общего образования. Продолжительность учебного
года основного общего образования составляет 34 недели в 5–8-х классах и 33 недели в 9м классе. Соответственно, весь период обучения на уровне основного общего образования
составляет 169 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и
соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально
допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести
уроков, в 7–9-х классах – семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:
в 5-х классах – 29 часов в неделю;
6-х классах – 30 часов в неделю;
7-х классах – 32 часа в неделю;
8–9-х классах – 33 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5305 часов.
Учебный план включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам и составлен на 5-летний срок освоения.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Объём обязательной части программы начального
общего образования составляет 70 %, а объём части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, — 30
% от общего объёма. Объём обязательной части программы начального общего образования,
реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренной действующими
санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
предметных областей, для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя 10 предметных областей.
В обязательную часть учебного плана в соответствии с п.33.1 ФГОС ООО входят следующие
обязательные для изучения предметные области и учебные предметы (учебные модули):
Предметные области
Русский язык и литература
Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык и родная литература
Родной язык и (или) государственный язык
республики Российской Федерации,
Родная литература
Иностранный язык
Иностранный язык
Второй иностранный язык
Математика и информатика
Математика
Информатика
Общественно-научные предметы
История
Обществознание
География
Естественнонаучные предметы
Физика
Химия
Биология
Основы духовно-нравственной культуры Основы духовно-нравственной культуры
народов России
народов России
Искусство
Изобразительное искусство,
Музыка
Технология
Технология
Физическая культура и основы безопасности Физическая культура,
жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской
Федерации, в том числе русского языка, как родного языка, на основе заявления родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с пунктом 33.1 ФГОС ООО «Для Организаций, в которых языком
образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется при наличии возможностей организации и по заявлению
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.»
В МКОУ «Верхнегнутовская СШ» языком образования является русский язык, и в
соответствии с пунктом 33.1 ФГОС ООО изучение родного языка (русского) и родной
литературы на родном языке (русском) из числа языков народов Российской Федерации,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в срок до 01
сентября нового учебного года. В своих заявлениях родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся МКОУ «Верхнегнутовская СШ» перед новым учебным
годом (в срок до 01 сентября нового учебного года) выбрали для изучения предметы «Родной
язык (русский)» и «Родная литература (русская)». Язык народов Российской Федерации –
русский. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение учебных
предметов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» в рамках обязательной
предметной области «Родной язык и родная литература» в соответствии с возможностями
МКОУ «Верхнегнутовская СШ» и запросами обучающихся и их родителей (законных
представителей), которые зафиксированы в заявлениях. На учебные предметы
«Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» в учебном плане отводится учебное
время с 5-го по 7-й класс.
Обязательный учебный предмет:
- «Математика» обязательной предметной области «Математика и информатика» включает в
себя следующие учебные курсы: курс «Математика» в 5-6 классе, в 7-9 учебные курсы:
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» (достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы основного общего образования по учебному
предмету «Математика» в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты
освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика».
- «История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные
курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в
неделю в 5–9-х классах.
Изучение ряда предметов обязательных предметных областей учебного плана организуется
по выбору участников образовательных отношений- заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор участников образовательных
отношений по изучению ряда учебных предметов и учебных курсов учебного плана МКОУ
«Верхнегнутовская СШ» осуществляется посредством сбора заявлений с родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в срок до 01 сентября нового
учебного года:
- учебный предмет «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные языки»
изучается при наличии в МКОУ «Верхнегнутовская СШ» необходимых условий; в 2022-2023
учебном году предмет «Второй иностранный язык» в МКОУ «Верхнегнутовская СШ не
изучается, так как нет необходимых условий и потребности в изучении со стороны
участников образовательных отношений;
-учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» или курс
«Духовное наследие народов России» обязательной предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России». Обязательная предметная область учебного плана
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает учебный курс «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», введенный на основании
заявлений родителей (законных представителей) обучающихся, которые выбрали данный
курс из перечня, предлагаемого МКОУ «Верхнегнутовская СШ». На учебный курс «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» отводится 1 час в неделю в 5-м классе.
При проведении занятий по «Родному (русскому) языку», «Родной (русской) литературе»,
«Иностранному языку (английскому)», «Технологии», «Информатике», а также по «Физике»
и «Химии» (во время проведения практических занятий) не осуществляется деление классов
на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп, так как в
классах максимальное количество учащихся не превышает 8 человек, МКОУ
«Верхнегнутовская СШ» является малокомплектной школой.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого МКОУ
«Верхнегнутовская СШ», включает учебные предметы, учебные курсы ( в том числе
внеурочной деятельности) , учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся
с ОВЗ (п.33.1 ФГОС ООО).
В соответствии с п.25 ФГОС ООО часть ООП ООО, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивается «за счет включения в учебные планы учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности, учебных модулей по
выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией».
В МКОУ «Верхнегнутовская СШ» время, отводимое на формируемую часть учебного плана,
использовано для увеличения учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части. В 2022/2023 учебном году 1 час использован для
увеличения учебных часов по физической культуре с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании.
Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности:
«Мир человека» – отводится по 1 часу в неделю в 5–7-х классах;
«Интеллектика» – отводится по 1 часу в неделю в 5–6-х классах;
«Физическая лаборатория» – отводится по 1 часу в неделю в 7-11-х классах
«Умникум» – по 1 часу в неделю в 7–9-х классах;
«Основы финансовой грамотности» – по 1 часу в неделю в 5–9-х классах.
«На пути к грамотности» - 8 класс 1 час в неделю
«Умелые руки» 5-9 класс
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего
образования определяет МКОУ «Верхнегнутовская СШ» .
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы основного общего образования определены в плане внеурочной деятельности с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МКОУ
«Верхнегнутовская СШ».
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с Положением о
текущем контроле и промежуточной аттестации МКОУ «Верхнегнутовская СШ».
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным
учебным графиком основного общего образования. Формы промежуточной аттестации
учебных предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице.
Предметы, курсы
Классы
Формы промежуточной аттестации
Предметы, курсы
Классы
Формы промежуточной аттестации
5–9-е
Диктант с грамматическим заданием,
изложение
5–9-е
Контрольная работа, сочинение
5–6-е
Задания на основе анализа текста, сочинение
7–9-е
Контрольная работа, сочинение
5–6-е
Задания на основе анализа текста
Русский язык
Литература
Родной (русский) язык
7-й
Диктант с грамматическим заданием
Предметы, курсы
Классы
Формы промежуточной аттестации
Предметы, курсы
Классы
Формы промежуточной аттестации
Родная (русская) литература
5–6-е
Сочинение
7-й
Творческий экзамен
Иностранный язык (английский)
5–9-е
Контрольная работа
Математика
5–6-е
Контрольная работа
Алгебра
7–9-е
Контрольная работа
Геометрия
7–9-е
Контрольная работа
Вероятность и статистика
7–9-е
Тест
Информатика
7–9-е
Индивидуальный проект
5–8-е
Контрольная работа
История
9-й
Индивидуальный проект
6–7-е
Тест
8–9-е
Реферат
География
5–9-е
Контрольная работа
Физика
7–9-е
Контрольная работа, лабораторная работа
Химия
8–9-е
Контрольная работа, лабораторная работа
5–7-е
Контрольная работа
8–9-е
Контрольная работа, групповой проект
Обществознание
Биология
ОДНКНР
5-й
Тест
Изобразительное искусство
5–7-е
Разработка предметов живописи
Музыка
5–8-е
Тест, индивидуальный проект
Технология
5–8-е
Разработка изделий
Физическая культура
5–9-е
Сдача нормативов, тест
Основы безопасности
жизнедеятельности
8–9-е
Тест
Учебный план 5-9 классов, начавших обучение по ФГОС 2021 в 2022/2023 учебном году
(пятидневная неделя) для 5 класса
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
класс класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранный
язык (английский)
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
-
-
–
10
Алгебра
–
–
3
3
3
9
–
–
2
2
2
6
Вероятность и статистика
–
–
1
1
1
3
Информатика
–
–
1
1
1
3
История
2
2
2
2
2
10
Обществознание
–
1
1
1
1
4
География
1
1
2
2
2
8
Физика
–
–
2
2
3
7
Химия
–
–
–
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Изобразительное искусство
1
1
1
–
–
3
Музыка
1
1
1
1
–
4
Технология
Технология
2
2
2
1
1
8
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
Основы безопасности
жизнедеятельности
–
–
–
1
1
2
26
28
30
31
32
147
2
2
1
10
1
1
5
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика Геометрия
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
3
2
Физическая культура
1
1
Родной(русский) язык/Родная(русская) литература
1
1
1
1
-
4
ОДКНР
1
–
–
-
-
1
Всего в неделю
29
30
32
33
33
157
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной неделе) в соответствии с действующими
29
30
32
33
33
157
1
санитарными правилами и нормами
Учебные недели
34
34
34
34
33
169
Всего учебных часов на учебный период
986
1020
1088
1122
1089
5305
«Мир человека»
1
1
1
–
–
3
«Интеллектика»
1
1
–
–
–
2
«Умникум»
1
1
1
1
1
5
«Основы финансовой грамотности»
1
1
1
1
1
5
«Физическая лаборатория»
-
-
1
1
1
3
«Умелые руки»
1
1
1
1
1
5
«На пути к грамотности»
–
–
–
1
1
2
Итого на реализацию курсов внеурочной
деятельности
4
4
5
5
5
Курсы внеурочной деятельности
Основное общее образование (6-9 классы) в соответствии с ФГОС второго поколения
4.1. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ООО Основная
образовательная программа основного общего образования в VI - IX классах реализуется через
учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований
санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
4.2. ФГОС ООО устанавливает не только обязательные предметные области, но и обязательные
учебные предметы.
К учебным предметам, обязательным для изучения в основной общей школе, отнесено 14 учебных
предметов: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика (алгебра и геометрия),
История, Биология, География, Обществознание, Информатика и ИКТ, ОБЖ, Изобразительное
искусство, Технология, Музыка, Физическая культура,
В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по предметам учебного плана.
4.3. Обучение на уровне основного общего образования обеспечивает освоение учащимися
образовательных программ основного общего образования, способствует становлению личностных
качеств учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению,
формированию гражданской идентичности школьников; их приобщению к общекультурным и
национальным ценностям, информационным
технологиям; готовности к продолжению
образования; формированию здорового образа жизни, правил поведения в экстремальных
ситуациях; личностному развитию обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план ориентирован на 5-ти-летний нормативный срок освоения образовательных программ
основного общего образования.
Основное общее образование обеспечивает формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний
основ наук, составляющих ядро базового образования, общих и специальных умений и навыков,
что является базой для получения среднего общего образования и способствует выбору
направления дальнейшей специализации. Задачами
основного общего образования являются создание условий для становления личностных
характеристик выпускника:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой
народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
4.4. Учебный план основного общего образования школы включает образовательные области в
соответствии с ФГОС ООО (6-9 классы). Выполняются установленные нормы предельнодопустимой нагрузки при 5 -ти дневной учебной неделе и продолжительностью уроков 40 минут.
4.5. Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
В обязательной части полностью реализуется
федеральный компонент государственного стандарта, который обеспечивает единство
образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками
школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности
продолжения образования.
Часть УП, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуализацию образовательных отношений, предоставляет возможности
реализовать
выявленные в результате мониторинговых действий образовательные запросы социума.
5. Учебный план основного общего образования для 6 – 9 классов (в соответствии с ФГОС
ООО).
Учебный план для 6-9х классов разработан на основе базисного учебного плана, входящего в
структуру примерной ООП ООО с учетом ФГОС ООО второго поколения .
-
5.1.В учебный план входят следующие образовательные предметные области и учебные предметы:
1. Русский язык и литература (русский язык, литература);
2. Родной язык и родная литература;
3. Иностранные языки (иностранный язык);
4. Общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
5. Математика и информатика (математика, информатика и ИКТ);
6. Естественнонаучные предметы (биология, география, физика);
7. Искусство (изобразительное искусство, музыка);
8. Технология (технология);
9.Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(физическая культура, ОБЖ)
Предметная область «Русский язык и литература» представлена следующими компонентами:
русский язык, литература, предметная область «Родной язык и родная литература» - предметами
родной язык , родная литература,
предметная область
«Иностранные языки» иностранным языком (английский и немецкий).
Изучение предметной области «Русский язык и литература» — языка как знаковой системы,
лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной
идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно
обеспечить:
- получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и
мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания
уважения к ним;
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и
познавательному развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения
языков, c установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметная область "Родной язык и родная литература" включена в учебный план основного
общего образования. В связи с отсутствием классов со смешанным национальным составом
обучающихся и на основании изменений, внесенных в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» (Федеральный закон от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») изучается родной (русский)
язык.
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» представлено предметами
«Родной (русский) язык» в 8 классе 0,5 часа в каждом классе, в 9 классе 1 час в неделю и «Родная
(русская) литература» в 8 классе 0,5 часа, в 9 классе 1 час в неделю. Данные предметы введены в
учебный план на основании заявлений родителей (законных представителей) и в соответствии с
решением общешкольного родительского собрания.
Они обеспечивают:
- сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства;
-включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность
осознания
тесной
связи между
языковым,
литературном,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
- формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в
Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора
формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на
качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной
активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Изучение предметной области «Математика и информатика» реализуется через преподавание предмета
«Математика» в 6-9 классах, предмет «Математика» в 7-9 классах реализуется через преподавание учебных
модулей «Алгебра» и «Геометрия», которые преподаются блочно.
Преподавание данных предметов должно обеспечить:
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
-
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» учащиеся развивают
логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях;
овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при
решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения
учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном
анализе учебных задач.
Преподавание предмета «История России. Всеобщая история» реализуется через изучение учебных
модулей «История России» и «Всеобщая история». В 5-8 классах эти учебные курсы изучаются
последовательно, годовая оценка выставляется по предмету «История России. Всеобщая история» на
основании четвертных оценок. В 9 классе учебные курсы «История России» и «Всеобщая история»
преподаются блочно, по ним выставляются годовые оценки.
Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям
народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно- технического
прогресса;
- формирование способности
придавать
экологическую
направленность
любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
должно обеспечить:
- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности учащихся
с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового
и безопасного образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание
ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности
жизни;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения;
- развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности,
формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях;
- установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных
предметных областей.
5.2. Учебный план 6-9 классов фиксирует общий объём нагрузки учащихся, максимальный объем
аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение.
5.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их
родителей (законных представителей), образовательного учреждения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса представлена
следующими предметами:
- 1 час на введение третьего часа по предмету "Физическая культура"- 6-9 классы,
- по 0.5 часа в 8 классе и по 1 часу в 9 классе на изучение предмета «Родной (русский) язык» и
«Родная (русская) литература»,
— в 7 классе 1 час на предмет «Биология».
Третий час учебного предмета "Физическая культура" используется на увеличение
двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных
систем физического воспитания.
Предметные области
Учебные предметы
Классы
Всего
6 кл
7кл
8 кл
9 кл
Русский язык
6
4
3
3
16
Литература
3
2
2
3
10
Родной (русский) язык
-
-
0,5
1
1,5
Родная (русская) литература
-
-
0,5
1
1,5
Иностранный язык (немецкий и
английский)
3
3
3
3
12
Математика
5
5
5
5
20
Информатика
-
1
1
1
3
История России.
2
2
2
2
8
Обществознание
1
1
1
1
4
География
1
2
2
2
7
Физика
-
2
2
3
7
Биология
1
2
2
2
7
Химия
-
-
2
2
4
Музыка
1
1
1
-
3
Изобразительное искусство
1
1
-
-
2
Технология
Технология
2
2
1
-
5
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
3
3
3
3
12
ОБЖ
-
-
1
1
2
1
2
2
3
8
Итого
29
31
32
33
Максимально допустимая недельная нагрузка
29
31
32
33
Обязательная часть
Русский
литература
язык
и
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Математика
информатика
и
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Часть, формируемая
отношений
Всеобщая история
участниками
образовательных
Предметные области
Учебные предметы
Классы
6 кл
7кл
8кл
9 кл
Русский язык
204
136
102
102
Литература
102
68
68
102
-
-
17
34
-
-
17
34
102
102
102
102
170
170
170
170
Информатика
-
34
34
34
История России.
Всеобщая история
68
68
68
68
Обществознание
География
Физика
Биология
Химия
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
34
34
34
34
34
68
102
34
68
68
68
34
34
68
102
34
68
68
68
68
34
34
102
34
68
102
68
68
102
34
34
Обязательная часть
Русский
язык
литература
и
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Математика
информатика
Родной (русский)
Родная литература
Иностранный
английский)
и Математика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
язык
язык(немецкий
и
ОБЖ
Часть, формируемая
отношений
участниками
образовательных
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка
952
952
34
68
68
102
986
986
1054
1054
1088
1088
1122
1122
Учебный план для обучающихся с ОВЗ на 2022-2023 учебный год
Учебный план
МКОУ «Верхнегнутовская СШ для обучающихся с ОВЗ
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Пояснительная записка
Учебный план является нормативным документом, регламентирующим содержание образования и
особенности организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный план школы для учащейся с ОВЗ на 2022-2023 учебный год разработан в соответствии с
действующей нормативно-правовой базой:
- Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 (ред. от 28.05.2014г) «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г
№189 (ред. От 25.12.2013г) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015г № 26 «Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»,
Адаптированная основная образовательная программа МКОУ «Верхнегнутовская СШ».
Устав МКОУ «Верхнегнутовская СШ»
На основании заключения Суровикинской ТПМПК от 30.10.2018 № 10 , Постановления ВК № 127/171 от
13.11.2018 , выданного ученице 7 класса Казанцевой Н.Ю. 30.08.2009 года рождения, личного заявления
родителя (законного представителя) в 2022- 2023 учебном году организовано обучение детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
легкая умственная отсталость
Учебный план школы разработан
для обучающихся с
умственной отсталостью, реализующий ФГОС - УО основного общего
образования (7 класс), вариант 1.
Нормативный срок обучения:
в 1-4 классах - 4 года
в 5-9 классах – 5 лет
нормативный
срок освоения
составляет 9 лет (1-9 классы).
Продолжительность учебного года:
адаптированной
основной образовательной
программы
1класс – 33 учебные недели
2-4, 9 классы – 34 учебные недели
5-8 классы – 35 недель.
Продолжительность учебной недели:
3-9 классы – 5 дней
Обучение организовано в первую смену с 8.30 ч. Во второй половине дня проводятся дополнительное
образование, система коррекционных занятий с учащимися, а также внеурочная и воспитательная работа:
в 5-9 классах – с 14.00
В 2022 – 2023 учебном году образовательный процесс остается личностно- ориентированным, он
направлен на индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей и возможностей детей,
их физического и психического здоровья, рекомендаций ПМПК.
Продолжительность урока – 40 минут
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки для
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие требования при разработке содержания образования, требования к
его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из
основных механизмов его реализации.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам (классам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций (базовых учебных действий), обеспечивающих
овладение системой социальных отношений, развитие обучающегося, его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, экологическую грамотность, знание элементарных
правил поведения в экстремальных ситуациях.
В обязательную часть включены предметные области и соответствующие им учебные предметы,
наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи,
усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого цикла. Каждая предметная
область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию с
учетом принципа преемственности начального и основного общего образования.
Обязательная
часть учебного
областями и учебными предметами:
плана представлена
следующими
предметными
Предметная область «Язык и речевая практика»:
Русский язык в 6 классе 4 часа в неделю
(у детей формируются первоначальные навыки письма и чтения в процессе овладения грамотой,
элементарные представления о русском языке как средстве общения, представление о частях речи, правила
пользования словарем, умения писать под диктовку, учатся писать небольшие по объему изложения,
сочинения творческого характера, разбирать слова по составу, использовать письменную коммуникацию)
Чтение в 6 классе– 4 часа в неделю
(формируется осознание значения чтения, развитие познавательных интересов, знания основных
сведений о жизни писателей, потребность в самостоятельном чтении, формируются коммуникативные
навыки, отношение к героям произведений и их поступкам)
Предметная область «Математика»:
Математика (Математика и информатика) в 6 классе – 4 часа в неделю
(овладение определенным объемом математических знаний и умение использовать их в
соответствующих возрасту житейских задачах, овладение практическими умениями в решении задач
измерительного вычислительного характера)
Предметная область «Естествознание»:
Природоведение – 6 класс – 2 часа в неделю
(формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
взаимосвязях человека и природы, организация безопасной жизни в природных условиях)
География 6 кл-2 ч
Предметная область Человек и общество»:
Мир истории – 2 часа, Основы социальной жизни -1 час
Предметная область «Искусство»: в 6 классе часы по данной предметной области не
предусмотрены.
Предметная область «Физическая культура»:
Физическая культура 6 класс - 3 часа в неделю
(формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, развитие и коррекция общей и
мелкой моторики, воспитание интереса к спорту, повышение работоспособности детей, формирование
правильной осанки, волевых качеств, двигательных умений и навыков)
Предметная «Технология»:
Профильный труд в 6 классе – 6 часов в неделю
(овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками,
формирование представлений о людях труда, о мире профессий, положительной мотивации к трудовой
деятельности)
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может
быть использовано на увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной
части; на введение новых учебных курсов, обеспечивающих интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные, на особенности и традиции школы, личные интересы и
склонности обучающихся. В 2022-2023 учебном году часть, формируемая участниками образовательного
процесса, по согласованию с родителями (законными представителями) представлена следующими
предметами: математика – 2 часа.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий формируется с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством
различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, школьное научное общество, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и
научные исследования, экологические десанты и акции, летняя трудовая практика и вечерняя занятость и т.д.
Участие в социальных акциях, экологических десантах, является неотъемлемой частью внеурочной занятости.
Примерный недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V-IX классы
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
V
VI
VII
VIII IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.
Человек
и 4.1. Мир истории
общество
4.2. Основы
социальной
жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.
Физическая 6.1. Физическая культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
32
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
4
4
2
1
2
2
2
1
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
17
3
4
6
8
2
8
2
-
2
-
2
-
2
-
6
2
1
3
3
3
3
3
1
15
6
27
2
6
28
2
7
30
2
8
30
2
8
30
2
35
147
10
29
30
32
33
33
157
Образовательная область
Образовательные
(учебные предметы)
1.Язык и речевая практика
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
4
4
2.1.Математика
2.2 Информатика
3.1.Биология
3.2 География
3
1
2
2
4.1 История Отечества
4.2.Основы социальной жизни
2
2
6.Физическая культура
5.1.Изобразительное искусство
5.2.Музыка
6.1.Физическая культура
3
7.Технология
7.1.Профильный труд
7
2.Математика
3.Естествознание
4.Человек и общество
5.Искусство
компоненты
Кол-во часов
по БУП в неделю
7 класс
Итого:
30
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
Математика
2
Максимальная нагрузка учащегося при 5-дневной учебной неделе
32
Учебный план
для 10-11 классов, реализующих ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО,
33
(универсальный профиль) на 2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
1. Общие положения
Учебный план в условиях реализации ФГОС СОО сформирован в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции, с изменениями и дополнениями);
- от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей
редакции, с изменениями и дополнениями);
- с постановлением от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (в действующей редакции, с изменениями и дополнениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 15.07.2014 №08-888 «Об организации учащихся
образовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура»,
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.07.2017 №08-1382 «Об изучении астрономии»,
- примерной основной образовательной программой среднего общего образования (протокол №2/16-з
от 28 июня 2016 г.)
Учебный план СОО является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение
обучающимися результатов освоения основной образовательной программы среднего общего
образования на 2022 -2023гг.
Учебный план предусматривает:
- нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования - 2
года;
- количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее
2170 часов и не более 2590 часов
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность обучающихся организуется
отдельной программой.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для
реализации в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу
среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования:
формирование
гражданской
идентичности
обучающихся,
приобщение
их
к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования, их приобщение к информационным
технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время этой части использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части и на изучение элективных курсов и выполнение
обучающимися индивидуального проекта.
34
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в
течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей
обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных
предметов из следующих обязательных предметных областей:
Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы: «Русский язык
и литература» (базовый уровень).
Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы:
«Родной язык (русский) « и «Родная литература (русская)» (базовый уровень).
Предметная область «Иностранный язык», включающая учебные предметы:
«Немецкий язык» (базовый уровень).
Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:
«История» (базовый уровень);
«География» (базовый уровень);
«Обществознание» (базовый уровень).
Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы:
«Математика» (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (базовый уровень) и
«Информатика»
Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы:
«Физика» (базовый уровень);
«Химия» (базовый уровень);
«Биология» » (базовый уровень);
«Астрономия» (базовый уровень).
Предметная
область
«Физическая
культура,
экология
и
основы
безопасности
жизнедеятельности», включающая учебные предметы:
«Физическая культура» (базовый уровень);
«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
Элективные курсы:
Элективные курсы
Элект.курсы
10 класс
Теория и
практика
анализа
художественного текста
Трудные
случаи
орфографии
и
пунктуации
Практикум по решению
математических задач
Человек
в
мире
общественных
отношений
Основы
общей
биологии
Индивидуальный
проект
11 класс
Эл.курс
1
34
Эл.курс
1
34
Эл. курс
2
68
2
68
Эл. курс
1
34
Эл. курс
1
34
Эл. курс
-
-
Проведение промежуточной аттестации осуществляется согласно Положению о формах,
периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
35
учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования МКОУ «Верхнегнутовская
СШ».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ 10-11 КЛАССА
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ по ФГОС СОО)
Предметная
область
Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
Иностранные языки Иностранный язык
(немецкий)
Общественные
История
науки
Математика
и Математика: алгебра и
информатика
начала
36
Уровень
Кол-во часов
10кл
За год
нет в
20222023
уч.г.
11 класс
(20222023
уч.год)
За год
Б
Б
Б
1
3
3
34
102
102
1
3
3
34
102
102
Б
2
68
2
68
Б
4
136
4
136
математического
анализа, геометрия
Естественные науки Астрономия
Б
1
ФК, экология и Физическая культура
Б
3
основы
Основы безопасности Б
1
безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Предметы по выбору из обязательных предметных областей
Родной
язык
и Родной язык (русский) Б
0,5
родная литература
Родная литература
Б
0,5
(русская)
Общественные
География
Б
1
науки
Обществознание
Б
2
Естественные науки
34
102
34
3
1
102
34
17
0,5
17
17
0,5
34
1
34
68
2
68
17
Физика
Биология
Б
Б
2
1
68
34
2
1
68
34
Химия
Б
1
34
1
34
Математика
и Информатика
информатика
Элективные курсы
Б
1
34
1
34
Элект.курсы
Эл.курс
1
34
Эл.курс
1
34
Эл. курс
2
68
2
68
Эл. курс
1
34
Эл. курс
1
34
34
1156
Теория и практика
анализа
художественного
текста
Трудные
случаи
орфографии
и
пунктуации
Практикум
по
решению
математических задач
Человек
в
мире
общественных
отношений
Основы
общей
биологии
Индивидуальный
проект
Эл. курс
Всего часов
Предельно допустимая аудиторная учебн. 1156
нагрузка при 5 -дневной учебной неделе
Часов за 2 учебных года:
2312
37
-
-
38
39
40
41
42
43
44
45