1
Принят
Утверждаю:
педагогическим советом
Директор школы
протокол № 1 от 25.08.2021г
___________Короткова Л.С.
Приказ №112/од от 01.09.2021г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Верхнегнутовская средняя
школа» Чернышковского муниципального района Волгоградской области, обеспечивающий
реализацию ООП НОО, ООО, СОО
на 2021-2022 учебный год.
2
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение и воспитание проводится в интересах личности, общества, государства, обеспечивается
охрана здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего раскрытия и развития
личности обучающегося. Обучающемуся предоставляется возможность получения образования
базового,
углубленного и профильного
уровня согласно государственным стандартам,
создаются условия, способствующие жизненному самоопределению обучающегося во всем
многообразии его проявлений в современной культурной практике.
Учебный
план
–
документ,
который определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей),
практики, иных видов учебной
деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план является частью образовательной программы общеобразовательной организации.
Общеобразовательная организация разработала образовательные программы в соответствии с ФГОС
начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.1. Учебный план МКОУ «Верхнегнутовская СШ»
на 2021/2022 учебный год составлен на
основе нормативно-правовых документов федерального уровня:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.04 г. № 1312 «Об утверждении
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
Приказы Министерства образования и науки РФ от 01.02.12 № 74 «О внесении изменений в
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576, 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №
373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
3
общего, среднего общего образования»;
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2004 г. № 1089»,
Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”
-Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81
«О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Нормативных документов регионального и муниципального уровня:
-
Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 07.11.2013
№1468 (ред. от 28.05.2015г.) «Об утверждении примерных учебных
общеобразовательных организаций Волгоградской области».
планов
Нормативных документов образовательной организации:
Устав МКОУ «Верхнегнутовская СШ» ;
Основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО)
МКОУ «Верхнегнутовская СШ»;
Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО)
МКОУ «Верхнегнгутовская СШ»;
Основная образовательная программа среднего общего образования (ФГОС СОО)
МКОУ «Верхнегнгутовская СШ»;
Положение о безотметочном обучении учащихся 1-х классов;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
1.2.
В соответствии с Уставом МКОУ «Верхнегнутовская СШ»
основной целью
деятельности Образовательной организации является осуществление образовательной деятельности
4
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
дополнительных общеобразовательных программ.
1.3.
Учебный план направлен на реализацию целей и задач основных образовательных программ
(базового уровня): обеспечение выполнения требований ФГОС НОО, ООО,СОО; достижение
выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося младшего, среднего и старшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие
личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости; создание
образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся
личности; создание образовательной среды, предоставляющей возможность получения качественного
образования, в том числе и обучающимися с ОВЗ; качественное образование через индивидуализацию
образовательного процесса; интеграцию детей с ОВЗ в общество, их социальную адаптацию;
формирование личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»).
5
2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Учебный план МКОУ «Верхнегнутовская СШ»
обеспечивает выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН
2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» с изменениями от 24.11.2015, и предусматривает:
4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для I –
IV классов;
5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для
V– IX классов;
2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X
– XI классов.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
2.1.
I класс – 33 учебные недели;
II – IV классы – не менее 34 учебных недель;
V – IX классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный
период);
X – XI классы – не менее 34
период).
График проведения каникул:
учебных недель (не включая летний экзаменационный
учебный год начинается с 01.09.2021;
осенние каникулы – с 25.10.2021 по 31.10.2021 (9 дней);
зимние
каникулы – с 31.12.2021 по 09.01.22 (10 дней);
дополнительные каникулы в 1 классе – с 14.02.22 по 20.02.22 (7дней);
весенние каникулы – с 26.03.22 по 03.04.22 ( 9 дней);
летние
6
каникулы – с 31.05.22 по 31.08.22 .
Календарный
учебный
график
МКОУ
«Верхнегнутовска я
СШ»
устанавливается на основе требований санитарных норм, правил внутреннего трудового
распорядка.
Режим работы: понедельник – пятница с 07.30 до 1 7 . 3 0 часов; в выходные и
праздничные
дни
(установленные
законодательством
Российской
Федерации)
общеобразовательное учреждение не работает. На период школьных каникул приказом директора
школы устанавливается особый график работы.
2.2.
Учебные занятия начинаются в 08.30 часов утра. Проведение «нулевых» уроков в первой смене
не допускается в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами и правилами.
2.3. Школа работает в режиме пятидневной недели. Образовательная недельная нагрузка
равномерно распределяется в течение всей учебной недели, при этом объем максимальной
допустимой нагрузки в течение дня следующий:
для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока
физической культуры;
для обучающихся II – IV классов – не превышает 5 уроков ;
для обучающихся V – VI классов – не более 6 уроков;
для обучающихся VII – XI классов – не более 6 уроков, увеличение до 7 уроков возможно за счет
уроков физической культуры, изобразительного искусства, музыки, технологии.
Продолжительность уроков составляет 40 минут. Продолжительность перемен между
уроками составляет не менее 10 минут, две перемены по 20 минут отведены для приёма пищи..
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных учебных занятий в
общеобразовательных классах, для надомного обучения (в индивидуальном режиме), в режиме
группового обучения и для дополнительных учебных занятий по предметам по выбору учащихся,
элективным курсам.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся
Оценка соответствия предметных и метапредметных образовательных результатов
требованиям ФГОС организуется в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации.
2.4.
Промежуточная аттестация определяет освоение образовательной программы, в том числе
отдельной её части и всего объёма учебного предмета. Процедура аттестации основана на
результатах промежуточного контроля и завершается оцениванием.
Формой организации промежуточной аттестации являются итоговые контрольные работы,
организованные в виде письменной проверки знаний (комбинированная контрольная работа,
диктант, изложение, тест), устной проверки знаний (проверка навыка чтения вслух, компьютерное
тестирование), зачёта (защита проектной, практической или творческой работы, сдача нормативов
по физической культуре).
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы: на
первом и втором уровнях общего образования – за четверти, на третьем уровне общего образования
– за полугодия. Проведение промежуточной и текущей аттестации регулируется локальной
нормативной базой: «Положение «О промежуточной аттестации обучающихся», «О мониторинге
качества образования», «О системе оценок успеваемости учащихся».
7
Формами промежуточной аттестации являются:
- Письменная проверка, письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов
(заданий).
К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на
вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другие виды письменной
деятельности обучающихся.
- Устная проверка: устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа
на билеты, беседы, собеседования и другое.
- Сочетание письменных и устных форм проверок.
Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной
аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной
деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных
мероприятиях.
Периодичность контроля:
• текущий
контроль: осуществляется педагогами в течение всего учебного года и
представляет собой проверку и оценку знаний учащихся в соответствии с учебной программой.
Педагог свободно выбирает и использует методы оценки знаний и формы организации
контроля.
• рубежный контроль осуществляется во 2-11 классах и организуется в форме контрольных
работ по всем учебным предметам.
• годовой контроль осуществляется в конце учебного года, организуется в форме итоговых
контрольных работ по всем учебным предметам, а также комплексной контрольной работы на
межпредметной основе.
• итоговый контроль осуществляется по окончании начальной школы, его результаты являются
основанием для принятия решения о возможности (невозможности) продолжения образования на
следующем уровне общего образования.
2.5. Государственная итоговая аттестация проводится по итогам освоения программы основного
общего образования и среднего общего образования в соответствии с правилами,
установленными нормативными документами МОиН РФ в форме ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ.
2.6. Дополнительные требования при организации обучения в I классе: обучение в первом классе
осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся при 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут
каждый, январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый);
в середине дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 20 минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
дополнительные недельные каникулы в 3 четверти.
п. 10.10 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
8
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется
следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего
48 уроков) проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, урокитеатрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и
совершенствование двигательной активности обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме
распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока
физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по
окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий
по технологии; 4-5 уроков- театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике
(кроме уроков русского языка и литературного чтения).
2.8. Объем домашних заданий (по всем предметам) планируется таким образом, чтобы
затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II – III
классах – 1,5 ч, в IV – V классах – 2 ч, в VI – VIII классах – 2,5 ч, в IX – XI классах – до 3,5 ч.
2.9. В целях создания специальных условий для получения общего образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в длительном лечении, а
также детьми-инвалидами, получающими образование на дому в соответствии со статьями 8,
66, 79 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года №273-ФЗ, Учебный процесс осуществляется в рамках пятидневной недели, что
отражается на фактической учебной нагрузке данных учащихся Основным принципом
организации обучения детей этой категории является обеспечение щадящего режима проведения
занятий.
Каждый обучающийся надомного обучения имеет индивидуальный график учебных
занятий, начало и окончание которых у разных обучающихся осуществляется в разное время.
Основная часть предметов учебного плана изучается индивидуально в условиях школы или на
дому. Продолжительность уроков для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
составляет 40 минут.
9
Учебный план образовательной программы
начального общего образования
(I – IV классы)
Срок освоения 4 года
10
3.СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
3.1 Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Основная образовательная программа начального общего образования в I - IV классах
реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
3.1.1.ФГОС НОО устанавливает не только обязательные предметные области, но и
обязательные учебные предметы.
К учебным предметам, обязательным для изучения в начальной школе, отнесено 10 учебных
предметов: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир,
Изобразительное искусство, Технология, Музыка, Физическая культура, Основы религиозных
культур и светской этики.
В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по предметам (русский язык,
математика, окружающий мир).
3.1.2. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование
гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным
ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной
школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей
N п/п
Предметные области
1
Русский
язык
и
литературное чтение
Основные задачи реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о русском языке
как государственном языке Российской Федерации, как средстве
общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
2
Родной
язык
и
литературное чтение на Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
родном языке
языке как основе национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи на
родном языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на
родном языке.
3
Иностранный язык
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
11
Математика и
информатика
4
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных
представлений о компьютерной грамотности
5
Обществознание и
естествознание
6
Основы
религиозных
культур и светской этики Воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России
7
Искусство
8
Технология
9
Физическая культура
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей
страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности
и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической
культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме
Развитие
способностей
к
художественно-образному,
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление
поисково-аналитической
деятельности
для
практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» реализуется в рамках учебных
предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Назначение предмета «Русский язык» на уровне
начального общего образования состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально
грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие обучающихся. В 1,4 классах на
изучение учебного предмета «Русский язык» отводится 5 ч в неделю, в том числе 1 ч добавлен из
части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2,3 классе на изучение учебного
предмета «Русский язык» отводится 4 ч в неделю, в связи с тем что 1 ч из части, формируемой
участниками образовательных отношений отведен на реализацию предметов «Родной язык (русский)»
и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
12
«Литературное чтение» - один из основных предметов в системе подготовки обучающихся на
уровне начального общего образования. На изучение учебного предмета выделено в 1-3 классах 4 ч в
неделю, в том числе 1 ч добавлен из вариативной части, в 4 классе – 3 ч в неделю.
Предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" включена в
учебный план начального общего образования. В связи с отсутствием классов со смешанным
национальным составом обучающихся и на основании изменений, внесенных в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении
изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») изучается
родной (русский) язык.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется
через учебные предметы «Родной язык (русский)», «Литературное чтение на родном языке
(русском)», включённые в обязательную часть образовательной программы начального общего
образования во 2-3 классах . На изучение родного языка отводится 1 час ( по 0,5 часа в каждом
классе), на изучение литературного чтение на родном языке 1 час в течение всего учебного года (по
0,5 в каждом классе). Под родным языком понимается государственный язык РФ, то есть русский
язык. Данные предметы введены в учебный план на основании заявлений родителей (законных
представителей) и в соответствии с решением общешкольного родительского собрания.
Предметная область «Иностранные языки» реализуется через учебный предмет
«Иностранный язык (английский)». В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» у
обучающихся формируются первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка
в жизни современного человека.
В рамках учебного предмета «Иностранный язык» изучается английский язык, который введен на
уровне начального общего образования со 2-го класса в объеме 2-х часов в неделю, 68 часов в год. В
классах наполняемостью 25 учеников и более осуществляется деление на две группы.
Предметная область «Математика и информатика» на уровне начального общего
образования реализуется через учебный предмет «Математика», который
направлен на
формирование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных
отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи.
На изучение предмета «Математика» в 1-4 классах отводится 4 ч в неделю..
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)»
реализуется в рамках учебного предмета «Окружающий мир», который приучает детей к
целостному рациональному(умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к
освоению основ знаний в основной школе. Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по
4класс по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется в
4-х классах в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» из
расчета 1 час в неделю. Изучение предмета направлено на решение следующих задач: готовность
обучающихся к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали.
В соответствии с выбором участников образовательных отношений, в 2021-2022 учебном
году в 4-х классе изучается модуль «Основы православной культуры». Выбор зафиксирован
протоколом родительского собрания и письменными заявлениями родителей (законных
представителей).
Предметная область «Искусство» реализуется в рамках учебных предметов
«Изобразительное искусство» и «Музыка». Учебные предметы данной предметной области
позволяют реализовывать творческий потенциал обучающихся и развивать художественны й вкус,
интеллектуальную и эмоциональную сферу, способности оценивать окружающий мир по законам
красоты. На изучение учебных предметов отводится по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Предметная область «Технология» на уровне начального общего образования
реализуется в рамках учебного предмета «Технология». Данный предмет дает возможность
получения представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни, дает
представление о профессиях. На изучение данного учебного предмета отводится 1 час в неделю,
34 часа в год.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Физическая культура», который направлен на формирование основ здорового образа жизни.
13
Объем часов, отводимых на данный учебный предмет, позволяет в полной мере реализовать
требования ФГОС НОО, удовлетворить запросы обучающихся, родителей (законных
представителей): с 1 по 4 класс по 3 часа в неделю: 2 часа из обязательной части, и 1 час из части,
формируемой участниками образовательного процесса. согласно редакции СанПиН 2.4.2.2821-10,
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 № 81.
Пункт 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10 получил следующую формулировку: "Для удовлетворения
биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется
проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в
неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки».
Обязательная часть учебного плана содержит все предметы, определенные в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования и реализуется в полном
объеме.
3.2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений (1 – 4 классы).
1 час из части,
формируемой участниками образовательных отношений в 1, 4 классах
использован в обязательной части учебного плана для выполнения программы по русскому языку,
во 2,3 классе для введения предметов «Родной язык» и «Литературное чтение». 1 час в 1-4 классах
использован на предмет физическая культура.
3.3.Учебный план реализуется посредством УМК «Школа России», (см. Приложение к
Учебному плану «Учебно-методические комплексы, используемые МКОУ «Верхнегнутовская СШ».
Для реализации образовательной программы начального общего образования используется УМК в
соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ.
3.4. Годовые и недельные учебные планы для I – IV классов
МКОУ «Верхнегнутовская СШ» на 2021/2022 учебный год, обеспечивающие реализацию
образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО.
Учебный план
начального общего образования (5-дневная неделя)
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
классы
I
II
III
IV
и Русский язык
5
4
4
5
20
Литературное
чтение
4
4
4
3
15
0,5
0,5
-
1
0,5
0,5
-
1
Всего
Обязательная
часть
Русский язык
литературное
чтение
Родной язык и Родной (русский)
язык
литературное
чтение на родном
Литературное
языке
чтение на родном
14
(русском) языке
2
2
2
6
Иностранный язык
Иностранный
язык (немецкий и –
английский)
Математика
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и
естествознание
Окружающий
мир
2
2
2
2
8
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Основы
религиозных
культур
и
светской
этики –
(Основы
православной
культуры)
–
–
1
1
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая
культура
Физическая
культура
3
3
3
3
12
21
23
23
23
90
Максимально допустимая недельная
21
нагрузка
23
23
23
90
Искусство
и
Итого
Учебный план
начального общего образования (5-дневная неделя)
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество часов в год
классы
I
II
III
IV
Всего
Обязательная
часть
Русский язык
литературное
чтение
и Русский язык
165
136
136
170
675
Литературное
чтение
132
136
136
102
506
Родной язык
литературное
и Родной (русский) язык
17
17
-
34
15
чтение на родном Литературное
чтение на родном языке
(русском) языке
17
17
-
34
68
68
68
204
Иностранный язык
Иностранный
язык (немецкий и –
английский)
Математика
информатика
Математика
132
136
136
136
540
Обществознание и
естествознание
Окружающий
мир
66
68
68
68
270
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Основы
религиозных
культур
и
–
светской
этики(Православ
ие)
–
–
34
34
Музыка
33
34
34
34
135
Изобразительное
искусство
33
34
34
34
135
Технология
Технология
33
34
34
34
135
Физическая
культура
Физическая
культура
99
102
102
102
405
693
782
782
782
3039
Максимально допустимая недельная
693
нагрузка
782
782
782
3039
Искусство
Итого
и
Учебный план
образовательной программы
основного общего образования
(V– IX классы)
Срок освоения 5 лет
16
4.Основное общее образование
4.1.Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ООО Основная
образовательная программа основного общего образования в V - IX классах реализуется через
учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований
санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
4.2.ФГОС ООО устанавливает не только обязательные предметные области, но и обязательные
учебные предметы.
К учебным предметам, обязательным для изучения в основной общей школе, отнесено 14 учебных
предметов: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика (алгебра и геометрия),
История, Биология, География, Обществознание, Информатика и ИКТ, ОБЖ, Изобразительное
искусство, Технология, Музыка, Физическая культура,
В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по предметам учебного плана.
4.3. Обучение на уровне основного общего образования обеспечивает освоение учащимися
образовательных программ основного общего образования, способствует становлению личностных
качеств учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению,
формированию гражданской идентичности школьников; их приобщению к общекультурным и
национальным ценностям, информационным
технологиям; готовности к продолжению
образования; формированию здорового образа жизни, правил поведения в экстремальных
ситуациях; личностному развитию обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план ориентирован на 5-ти-летний нормативный срок освоения образовательных программ
основного общего образования.
Основное общее образование обеспечивает формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний
основ наук, составляющих ядро базового образования, общих и специальных умений и навыков,
что является базой для получения среднего общего образования и способствует выбору
направления дальнейшей специализации. Задачами
основного общего образования являются создание условий для становления личностных
характеристик выпускника:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой
народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с
нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
4.4.Учебный план основного общего образования школы включает образовательные области в
соответствии с ФГОС ООО (5-9 классы). Выполняются установленные нормы предельнодопустимой нагрузки при 5 -ти дневной учебной неделе и продолжительностью уроков 40 минут.
4.5.Учебный план состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
17
В обязательной части полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта,
который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и
гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и
навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования.
Часть УП, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию
индивидуализацию образовательных отношений, предоставляет возможности
реализовать
выявленные в результате мониторинговых действий образовательные запросы социума.
18
5.Учебный план основного общего образования для 5 – 9 классов (в соответствии с ФГОС).
Учебный план для 5-9х классов разработан на основе базисного учебного плана, входящего в
структуру примерной ООП ООО с учетом ФГОС ООО .
-
5.1.В учебный план входят следующие образовательные предметные области и учебные предметы:
1. Русский язык и литература (русский язык, литература);
2. Родной язык и родная литература;
3. Иностранные языки (иностранный язык);
4. Общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
5. Математика и информатика (математика, информатика и ИКТ);
6. Естественнонаучные предметы (биология, география, физика);
7. Искусство (изобразительное искусство, музыка);
8. Технология (технология);
9.Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(физическая культура, ОБЖ)
Предметная область «Русский язык и литература» представлена следующими компонентами:
русский язык, литература, предметная область «Родной язык и родная литература» - предметами
родной язык , родная литература,
предметная область
«Иностранные языки» иностранным языком (английский и немецкий).
Изучение предметной области «Русский язык и литература» — языка как знаковой системы,
лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной
идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно
обеспечить:
- получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и
мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания
уважения к ним;
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и
познавательному развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения
языков, c установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметная область "Родной язык и родная литература" включена в учебный план основного
общего образования. В связи с отсутствием классов со смешанным национальным составом
обучающихся и на основании изменений, внесенных в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» (Федеральный закон от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») изучается родной (русский)
язык.
Изучение предметной
области «Родной язык и родная литература» представлено
предметами «Родной (русский) язык» в 5,8, классах по 0,5 часа в каждом классе, в 9 классе 1 час в
неделю и «Родная (русская) литература» в 5,8 классах по 0,5 часа, в 9 классе 1 час в неделю. Данные
предметы введены в учебный план на основании заявлений родителей (законных представителей) и в
соответствии с решением общешкольного родительского собрания .
Они обеспечивают:
- сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества,
государства;
-включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность
осознания
тесной
связи между
языковым,
литературном,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
- формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся,
19
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в
Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора
формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на
качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной
активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Изучение предметной области «Математика и информатика» реализуется через преподавание предмета
«математика» в 5-9 классах, предмет «математика» в 7-9 классах реализуется через преподавание учебных
модулей «Алгебра» и «Геометрия», которые преподаются блочно.
Преподавание данных предметов должно обеспечить:
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» учащиеся развивают
логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях;
овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при
решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения
учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном
анализе учебных задач.
Преподавание предмета «История России. Всеобщая история» реализуется через изучение учебных
модулей «История России» и «Всеобщая история». В 5-8 классах эти учебные курсы изучаются
последовательно, годовая оценка выставляется по предмету «История России. Всеобщая история» на
основании четвертных оценок. В 9 классе учебные курсы «История России» и «Всеобщая история»
преподаются блочно, по ним выставляются годовые оценки.
20
Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально
оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение
художественными средствами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям
народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно- технического
прогресса;
- формирование способности
придавать
экологическую
направленность
любой
деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах
деятельности.
Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
должно обеспечить:
- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности учащихся
с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового
и безопасного образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание
ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности
жизни;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения;
- развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности,
формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях;
- установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных
предметных областей.
5.2. Учебный план 5-9 классов фиксирует общий объём нагрузки учащихся, максимальный объем
аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение.
5.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их
родителей (законных представителей), образовательного учреждения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса представлена
следующими предметами:
- 1 час на введение третьего часа по предмету "Физическая культура"- 5-9 классы,
- по 0.5 часа в 8 классе и по 1 часу в 9 классе на изучение предмета «Родной (русский) язык» и
21
«Родная (русская) литература», в 5 классе 1 час на ведение предмета ОДНКНР,
— в 7 классе 1 час на предмет «Биология».
Третий час учебного предмета "Физическая культура" используется на увеличение
двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных
систем физического воспитания.
22
Предметные области
Учебные предметы
Классы
Всего
5кл
6 кл
7кл
8 кл
9 кл
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Родной (русский) язык
-
-
-
0,5
1
2
Родная (русская) литература
-
-
-
0,5
1
2
Иностранный язык (немецкий и 3
английский)
3
3
3
3
15
Математика
5
5
5
5
5
10
Информатика
-
-
1
1
1
3
История России.
2
2
2
2
2
10
Обществознание
-
1
1
1
1
4
География
1
1
2
2
2
8
Физика
-
-
2
2
3
7
Биология
1
1
2
2
2
8
Химия
-
-
-
2
2
4
Музыка
1
1
1
1
-
4
Изобразительное искусство
1
1
1
-
-
3
Технология
Технология
2
2
2
1
-
7
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
3
3
3
3
3
15
ОБЖ
-
-
-
1
1
2
2
1
2
2
3
10
ОДНКНР
1
-
-
-
-
1
Итого
28
29
31
32
33
Максимально допустимая недельная нагрузка
28
29
31
32
33
Обязательная часть
Русский
литература
язык
и
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Математика
информатика
и
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Часть, формируемая
отношений
23
Всеобщая история
участниками
образовательных
Предметные области
Учебные предметы
Классы
5кл
6 кл
7кл
8кл
9 кл
Русский язык
170
204
136
102
102
Литература
102
102
68
68
102
-
-
-
17
34
-
-
-
17
34
и 102
102
102
102
102
170
170
170
170
170
Информатика
-
-
34
34
34
История России.
Всеобщая история
68
68
68
68
68
Обществознание
География
Физика
Биология
Химия
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
34
34
34
34
68
102
34
34
34
34
34
68
102
34
68
68
68
34
34
68
102
34
68
68
68
68
34
34
102
34
68
102
68
68
102
34
34
Обязательная часть
Русский
язык
литература
и
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Математика
информатика
Родной (русский)
Родная литература
Иностранный
английский)
и Математика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
язык
язык(немецкий
ОБЖ
Часть, формируемая
отношений
участниками
образовательных
ОДНКНР
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка
24
68
34
68
68
102
34
-
-
-
-
-
-
-
-
-
952
952
986
986
1054
1054
1088
1088
1122
1122
Учебный план для обучающихся с ОВЗ на 2021-2022 учебный год
Учебный план
МКОУ « Верхнегнутовская СШ для обучающихся с ОВЗ
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Пояснительная записка
Учебный план является нормативным документом, регламентирующим содержание образования и
особенности организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный план школы для учащейся с ОВЗ на 2021-2022 учебный год разработан в соответствии с
действующей нормативно-правовой базой:
- Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 (ред. от 28.05.2014г) «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г
№189 (ред. От 25.12.2013г) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015г № 26 «Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»,
Адаптированная основная образовательная программа МКОУ «Верхнегнутовская СШ».
Устав МКОУ «Верхнегнутовская СШ»
На основании заключения Суровикинской ТПМПК от 30.10.2018 № 10 , Постановления ВК № 127/171 от
13.11.2018 , выданного ученице 6 класса Казанцевой Н.Ю. 30.08.2009 года рождения, личного заявления
родителя (законного представителя)в 2021- 2022 учебном году организовано обучение детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
легкая умственная отсталость
Учебный план школы разработан
для обучающихся с
умственной отсталостью, реализующий ФГОС - УО основного общего
образования (5 класс), вариант 1.
Нормативный срок обучения:
в 1-4 классах - 4 года
в 5-9 классах – 5 лет
нормативный
срок освоения
составляет 9 лет (1-9 классы).
Продолжительность учебного года:
1класс – 33 учебные недели
2-4, 9 классы – 34 учебные недели
5-8 классы – 35 недель.
Продолжительность учебной недели:
25
3-9 классы – 5 дней
адаптированной
основной образовательной
программы
Обучение организовано в первую смену с 8.30 ч. Во второй половине дня проводятся дополнительное
образование, система коррекционных занятий с учащимися, а также внеурочная и воспитательная работа:
в 5-9 классах – с 13.00
В 2021 – 2022 учебном году образовательный процесс остается личностно- ориентированным, он
направлен на индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей и возможностей детей,
их физического и психического здоровья, рекомендаций ПМПК.
Продолжительность урока – 40 минут
26
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки для
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие требования при разработке содержания образования, требования
к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из
основных механизмов его реализации.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам (классам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций (базовых учебных действий), обеспечивающих
овладение системой социальных отношений, развитие обучающегося, его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, экологическую грамотность, знание элементарных
правил поведения в экстремальных ситуациях.
В обязательную часть включены предметные области и соответствующие им учебные предметы,
наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи,
усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого цикла. Каждая предметная
область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию с
учетом принципа преемственности начального и основного общего образования.
Обязательная
часть учебного
областями и учебными предметами:
плана представлена
следующими
предметными
Предметная область «Язык и речевая практика»:
Русский язык в 6 классе 4 часа в неделю
(у детей формируются первоначальные навыки письма и чтения в процессе овладения грамотой,
элементарные представления о русском языке как средстве общения, представление о частях речи,
правила пользования словарем, умения писать под диктовку, учатся писать небольшие по объему
изложения, сочинения творческого характера, разбирать слова по составу, использовать письменную
коммуникацию)
Чтение в 6 классе– 4 часа в неделю
(формируется осознание значения чтения, развитие познавательных интересов, знания основных
сведений о жизни писателей, потребность в самостоятельном чтении, формируются коммуникативные
навыки, отношение к героям произведений и их поступкам)
Предметная область «Математика»:
Математика (Математика и информатика) в 6 классе – 4 часа в неделю
(овладение определенным объемом математических знаний и умение использовать их в
соответствующих возрасту житейских задачах, овладение практическими умениями в решении задач
измерительного вычислительного характера)
Предметная область «Естествознание»:
Природоведение – 6 класс – 2 часа в неделю
(формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
взаимосвязях человека и природы, организация безопасной жизни в природных условиях)
География 6 кл-2 ч
27
Предметная область Человек и общество»:
Мир истории – 2 часа, Основы социальной жизни -1 час
Предметная область «Искусство»: в 6 классе часы по данной предметной области не
предусмотрены.
Предметная область «Физическая культура»:
Физическая культура 6 класс - 3 часа в неделю
(формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, развитие и коррекция общей и
мелкой моторики, воспитание интереса к спорту, повышение работоспособности детей, формирование
правильной осанки, волевых качеств, двигательных умений и навыков)
Предметная «Технология»:
Профильный труд в 6 классе – 6 часов в неделю
(овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками,
формирование представлений о людях труда, о мире профессий, положительной мотивации к трудовой
деятельности)
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может
быть использовано на увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной
части; на введение новых учебных курсов, обеспечивающих интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные, на особенности и традиции школы, личные интересы и
склонности обучающихся. В 2021-2022 учебном году часть, формируемая участниками образовательного
процесса, по согласованию с родителями (законными представителями) представлена следующими
предметами: русский язык – 1 час, математика – 1 час.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий по этим направлениям является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных
занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких,
как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьное научное общество, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, экологические десанты и акции, летняя
трудовая практика и вечерняя занятость и т.д.
Участие в социальных акциях, экологических десантах, является неотъемлемой частью внеурочной
занятости.
28
Примерный недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V-IX классы
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
V
VI
VII
VIII IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.
Человек
и 4.1. Мир истории
общество
4.2. Основы
социальной
жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.
Физическая 6.1. Физическая культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
4
4
2
1
2
2
2
1
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
17
3
4
6
8
2
8
2
-
2
-
2
-
2
-
6
2
1
3
3
3
3
3
1
15
6
27
2
6
28
2
7
29
2
8
30
2
8
30
2
35
147
10
29
30
32
33
33
157
Образовательная область
Образовательные
(учебные предметы)
1.Язык и речевая практика
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
4
4
2.Математика
2.1.Математика
4
29
компоненты
Кол-во часов
по БУП в неделю
6 класс
3.1.Природоведение
3.2 География
2
2
4.1 Мир истории
4.2.Основы социальной жизни
2
1
6.Физическая культура
5.1.Изобразительное искусство
5.2.Музыка
6.1.Физическая культура
3
7.Технология
7.1.Профильный труд
6
3.Естествознание
4.Человек и общество
5.Искусство
Итого:
28
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
Математика
1
Русский язык
1
Максимальная нагрузка учащегося при 5-дневной учебной неделе
30
Учебный план
для 10-11 классов, реализующих ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО,
(универсальный профиль) на 2021-2022 уч. год
Пояснительная записка
1. Общие положения
Учебный план в условиях реализации ФГОС СОО сформирован в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации:
- от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (в действующей редакции, с изменениями и дополнениями);
- от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции, с изменениями и
дополнениями);
30
- с постановлением от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(в действующей редакции, с изменениями и дополнениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 15.07.2014 №08-888 «Об организации учащихся
образовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура»,
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.07.2017 №08-1382 «Об изучении астрономии»,
- примерной основной образовательной программой среднего общего образования (протокол №2/16-з от 28
июня 2016 г.)
Учебный план СОО является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение
обучающимися результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования
на 2021-2022гг.
Учебный план предусматривает:
- нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования - 2 года;
- количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее
2170 часов и не более 2590 часов
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность обучающихся организуется отдельной
программой.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для
реализации в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу среднего
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования, их приобщение к информационным
технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время этой части использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части и на изучение элективных курсов и выполнение обучающимися
индивидуального проекта.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по
выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности:
познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной,
художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и
индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих
обязательных предметных областей:
Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы: «Русский язык и
литература» (базовый уровень).
Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы:
«Родной язык (русский) « и «Родная литература (русская)» (базовый уровень).
Предметная область «Иностранный язык», включающая учебные предметы:
«Немецкий язык» (базовый уровень).
31
Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы:
«История» (базовый уровень);
«География» (базовый уровень);
«Обществознание» (базовый уровень).
Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы: «Математика»
(включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (базовый уровень) и «Информатика»
Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы:
«Физика» (базовый уровень);
«Химия» (базовый уровень);
«Биология» » (базовый уровень);
«Астрономия» (базовый уровень).
Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности»,
включающая учебные предметы:
«Физическая культура» (базовый уровень);
«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
Элективные курсы:
Элективные курсы
Элект.курсы
Теория
и
практика
анализа
художественного текста
Теория
и
практика
написания
сочинения
различных жанров
Трудные
случаи
орфографии
и
пунктуации
Практикум по решению
математических задач
Актуальные
вопросы
обществознания
Человек
в
мире
общественных
отношений
Решение
физических
задач
Основы общей биологии
Индивидуальный проект
Эл.курс
1
34
1
34
Эл. курс
1
34
1
34
Эл.курс
1
34
-
-
Эл. курс
1
68
2
68
Эл. курс
1
34
-
-
Эл. курс
-
-
1
34
Эл. курс
-
-
1
34
Эл. курс
Эл. курс
1
1
34
34
1
1
34
34
Проведение промежуточной аттестации осуществляется согласно
Положению
о формах,
периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
учащихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования МКОУ «Верхнегнутовская СШ».
32
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ 10-11 КЛАССА
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ по ФГОС СОО)
Предметная
область
Учебные предметы
Уровень
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
Б
литература
Литература
Б
Иностранные языки Иностранный язык
Б
(английский)
Общественные
История
Б
науки
Математика
и Математика: алгебра и Б
информатика
начала математического
анализа, геометрия
Естественные науки Астрономия
Б
ФК, экология и Физическая культура
Б
основы
Основы
безопасности Б
безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Предметы по выбору из обязательных предметных областей
Родной
язык
и Родной язык (русский)
Б
родная литература
Родная литература
Б
(русская)
Общественные
География
Б
науки
Обществознание
Б
Естественные науки
Кол-во часов
10
За год
класс
(20212022)
11 класс
(20212022)
За год
1
3
3
34
102
102
1
3
3
34
102
102
2
68
2
68
4
136
4
136
1
3
1
34
102
34
3
1
102
34
0,5
17
0,5
17
0,5
17
0,5
1
34
1
34
2
68
2
68
17
Физика
Биология
Б
Б
2
1
68
34
2
1
68
34
Химия
Б
1
34
1
34
Математика
и Информатика
информатика
Элективные курсы
Б
1
34
1
34
Элект.курсы
Эл.курс
1
34
1
34
Эл. курс
1
34
1
34
Эл.курс
1
34
-
-
Эл. курс
1
68
2
68
Эл. курс
1
34
-
-
Эл. курс
-
-
1
34
33
Теория
и
практика
анализа
художественного текста
Теория
и
практика
написания
сочинения
различных жанров
Трудные
случаи
орфографии
и
пунктуации
Практикум по решению
математических задач
Актуальные
вопросы
обществознания
Человек
в
мире
общественных
отношений
Решение
физических Эл. курс
задач
Основы общей биологии Эл. курс
Индивидуальный проект Эл. курс
Всего часов
Предельно допустимая аудиторная учебн. 1156
нагрузка при 5 -дневной учебной неделе
Часов за 2 учебных года:
2312
34
-
-
1
34
1
1
34
34
34
1156
1
1
34
34
34
1156